Turbo Pascal. Основные понятия и элементы языка

Первая версия языка программирования Паскаль была разработана на кафедре информатики Стэнфордского университета швейцарским ученым Никласом Виртом в 1968 году. Предложенный им язык назван в честь французского ученого Блеза Паскаля, который изобрел первую в мире вычислительную машину. Язык Паскаль создавался как средство для обучения студентов программированию.

В 1979 году был утвержден международный стандарт языка Паскаль. Дальнейшее развитие языка Паскаль связано с американской корпорацией Borland International. На основе стандартного языка Паскаль была разработана система программирования Турбо Паскаль. С этого момента язык Турбо Паскаль становится одним из наиболее важных и широко используемых языков программирования. Сегодня Турбо Паскаль не только профессиональная система программирования, но и классический язык обучения студентов основам программирования.

Основные понятия и элементы языка

Состав языка

В тексте на любом языке можно выделить четыре основных элемента: символы, слова, словосочетания, предложения. Аналогичные элементы содержит и алгоритмический язык Паскаль, только слова называются – лексемами, словосочетания – выражениями, а предложения – операторами. Лексемы образуются из символов, выражения – из лексем, а операторы – из символов, лексем и выражений.

  • алфавит языка – это элементарные знаки, используемые для составления любых текстов;
  • лексема (слово) – это минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл;
  • выражение задает правило вычисления некоторого значения;
  • оператор задает законченное описание некоторого действия.

Алфавит языка

Алфавит языка Турбо Паскаль включает:

  • прописные и строчные буквы латинского языка, а также знак подчеркивания;
  • арабские цифры от 0 до 9;
  • специальные символы, выполняющие определенные функции при построении выражений и операторов:

+

-

*

/

{}

[]

<

>

:

;

#

=

@

$

а также символы, которые записываются как единое целое:

<=

>=

:=

(*

*)

..

Каждому символу алфавита соответствует индивидуальный числовой код от 0 до 255. Символы с кодами от 0 до 127 образуют основную таблицу ASCII. Их состав и порядок определены международным стандартом. Символы с кодами от 128 до 255 образуют расширенную таблицу кодов ASCII. В ней находятся символы национального языка (для России – русского языка), символы псевдографики, а также некоторые другие символы, которые не входят в алфавит языка.

Из символов алфавита формируются лексемы языка:

  • идентификаторы;
  • зарезервированные слова;
  • знаки операций;
  • константы;
  • разделители.

Идентификаторы

В Турбо Паскале применяется очень гибкая и наглядная система обозначения объектов программы (переменных, констант и т.д.), которая опирается на понятие идентификатора.

Идентификатор – это имя объекта в программе. Например, идентификатор переменной – это имя, данное переменной автором программы. Так, в записи a+b*x буквы a,b,x – идентификаторы, выбранные для обозначения некоторых переменных в программе.

Различают два типа идентификаторов: стандартные и задаваемые пользователем. Стандартные идентификаторы определены в языке для обозначения стандартных программ, функций и т.д. В качестве примера стандартной программы можно привести программу ввода данных, которая имеет имя Read и программу вывода данных, имеющую имя Write.

Идентификаторы, определяемые пользователем, должны удовлетворять следующим правилам написания:

  • идентификатор всегда начинается с буквы или знака подчеркивания, затем могут следовать буквы и цифры;
  • пробелы и специальные символы не допустимы в составе идентификатора;
  • не допускается использование стандартных идентификаторов и зарезервированных слов;
  • идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими являются только первые 63 символа;
  • прописные и строчные буквы не различаются;
  • в идентификаторе недопустимо использовать кириллицу;
  • каждый идентификатор в программе должен быть уникальным.

Нужно обратить особое внимание на то, что идентификатор в программе имеет тот и только тот смысл, который дан ему автором программы. Для улучшения читаемости программы следует объектам давать осмысленные имена. Неудачные имена часто являются источником проблем.

Примеры идентификаторов:

x, i, z, znak, x1, y1, flag, dy, _dat и т.д.

Примеры неправильных идентификаторов:

4a {начинается с цифры}
a-b {содержит специальный символ -}
A#1 {содержит специальный символ #}
Sin {стандартное имя функции}
My prog {содержит пробел}
@w {начинается недопустимым символом @}
Begin {зарезервированное слово языка}

Зарезервированные слова

Зарезервированные слова имеют специальное значение для компилятора. Зарезервированные слова можно использовать только в том смысле, в котором они определены. В качестве пользовательских идентификаторов зарезервированные слова использоваться не могут. Смысл и правила использования зарезервированных слов будет поясняться по мере необходимости.

В Турбо Паскале зарезервированы следующие слова:

And

And

Nil

Shr

Asm

File

Not

String

Array

For

Object

Then

Begin

Function

Of

To

Case

Goto

Or

Type

Const

If

Packed

Unit

Constructor

Implementation

Procedure

Until

Destructor

In

Program

Uses

Div

Inline

Record

Var

Do

Interface

Repeat

While

Downto

Label

Set

With

Else

Mod

Shl

Xor

 Знаки операций

Знаки операций предназначены для обозначения арифметических, логических и других действий. Наиболее часто используемые знаки операций приведены в таблице:

Операция

Краткое описание

+

Сложение

-

Вычитание

*

Умножение

/

Деление

:=

Присвоение

=

Равно

<>

не равно

>

Больше

<

Меньше

>=

больше или равно

<=

меньше или равно

div

целочисленное деление

mod

остаток от целочисленного деления

and

логическое И

or

логическое ИЛИ

not

логическое отрицание НЕ

Разделители

Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел, зарезервированных слов. В качестве разделителей можно использовать:

  • пробел;
  • управляющие символы (имеют ASCII-коды от 0 до 31). Например, управляющие символы с ASCII-кодом: нажатие клавиши Tab имеет код 9, нажатие клавиши Enter – код 13, используются программистом в качестве разделителей при написании программ;
  • комментарии. Они имеют очень важное значение. Комментарии предназначены для описания (пояснения) назначения типов, переменных, отдельных блоков программы и т.д. В комментариях указывается вся та информация, которая необходима другим пользователям, а часто и самому автору программы, чтобы вспомнить логику работы программы. Не зря говорят «Проще написать свою программу, чем разобраться в чужой». Разбираться через некоторое время в своей плохо документированной программе – сомнительное удовольствие.

Во время компиляции программы все комментарии, за исключением директив самого компилятора, игнорируются и не влияют на работу программы.

Комментарий – произвольный текст, заключенный в фигурные скобки { }, либо в скобки типа (* *).

Примеры комментариев:

{Последовательность символов в фигурных скобках, независимо
от того, сколько строк она занимает - это комментарий.
Необходимо строго следить за парностью скобок!}.

(*это комментарий.*)

В любом месте программы, где можно поместить один пробел или управляющий символ, можно поместить любое их количество. Это позволяет наглядно структурировать программу.

Добавить комментарий
  • Комментарии не найдены