Алгоритмизация и исполнители

Внимание! С 23 марта по 12 апреля занятия в Центре «Турбо» приостановлены

Основы алгоритмизации и программирования

robowinАлгоритмизация является фундаментальным понятием в информатике. В любой среде программирования реализуются основные алгоритмические конструкции, развивающие алгоритмический стиль мышления, важность которого отмечена разными учеными. И одно из прекрасных средств знакомства учащихся с основными алгоритмическими конструкциями является исполнитель Robowin.



 

В информатике план действий называют алгоритмом
Алгоритм состоит из отдельных шагов – команд. Ни одну из них нельзя пропустить, чаще всего никакие команды нельзя поменять местами.
Исполнитель – человек, животное или машина, способные понимать и выполнять некоторые команды. 
Среда исполнителя – предметы, которые окружают исполнителя и с которыми он работает. 
Список Команд Исполнителя (СКИ) – набор команд, понятных исполнителю. Исполнитель может выполнить только те команды, которые входят в его СКИ. 

alg 5

На рисунке показано окно программы после запуска.

Кроме стандартных элементов оконного интерфейса (меню и кнопок) основная часть разделена на три области: окно редактора программ, поле исполнителя и консольное окно.

В окне редактора набирается текст программы для исполнителя на специальном языке программирования. После этого надо запустить программу на выполнение.

Исполнитель Черепаха может ходить по полю и рисовать линии пером. Если перо поднято, она просто перемещается в другое место, если перо опущено – рисует за собой линию.

Среда Черепахи – плоскость с системой координат. В начале работы с программой  Черепаха находится в начале координат. Черепаха подчиняется командам, входящим в ее Список Команд Исполнителя, и может нарисовать любой рисунок. Размеры поля Черепахи и смещение начала координат можно задать в специальном окне настройки.

При составлении программы рисования квадрата вы заметили, что в ней несколько раз повторялась последовательность команд:

вперед(40); вправо(90);

Хотелось бы сказать исполнителю, чтобы он сделал эти команды ровно 4 раза. При этом будет нарисован квадрат и Черепаха вернется в исходное положение. В программировании в таких случаях используется специальная команда (оператор), которая говорит исполнителю, что какую-то часть программы надо сделать несколько раз.

alg 10

Исполнитель Робот работает на поле, размеченном клетками. Он может ходить по полю в 4-х направлениях (влево, вправо, вверх и вниз). Робот выполняет специальную задачу – сажает цветы в обозначенные места в лабиринте, поэтому для его работы необходимо загрузить задачу или создать ее с помощью Редактора задач.

Окно состоит из трех частей: верху расположены меню и кнопки для управления исполнителем, слева – редактор программы, а справа – поле исполнителя.

Имя программы должно состоять из одного “слова”, обратите внимание, что внутри нет пробелов.

Каждая команда заканчивается точкой с запятой. Можно (но не желательно) записывать несколько команд в одну строчку.

alg 21

Часто исполнителю надо выполнить какую-то последовательность команд  несколько раз. Например, в задаче на рисунке Робот должен подойти к ряду клеток, которые надо засадить, и затем выполнить 6 раз команды вперед(1) и посади.

В данном случае эти команды надо повторить только 6 раза и можно легко 6 раз написать одинаковые команды. Но представьте, что надо сделать одинаковые операции 100 или 200 раз! В программировании в таких случаях используется специальная команда (оператор), которая говорит исполнителю, что какую-то часть программы надо сделать несколько раз.

alt

Рассмотрим новую задачу для Робота. Надо посадить  цветы во всех клетках вдоль стены, где нет прохода, а если в этом месте есть проход, войти в него и обработать грядку в самом начале прохода.

instagram Одноклассники Вконтакте Канал на YouTube whatsapp
© 2015-2020 Университетский центр компьютерного обучения "Турбо"
г. Майкоп, ул. Ветеранов, 228, тел.: 8 (8772) 57-11-00, 8(918)213-95-94