ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА НЕЙТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА КАК ПОДОБРАТЬ ЦВЕТ

Цвет в дизайне — вещь субъективная. Что вызывает одну реакцию у первого, вызывает иную у второго. Иногда это связано с личными предпочтениями, а иногда с культурными особенностями.

Многое связано с цветом. Такая мелочь, как изменение конкретного оттенка или сатурации (интенсивность определённого цветового оттенка) цвета, может возбудить совершенно разные ощущения.

Культурные особенности означают следующее: то, что выражает счастье и радость в одной стране, может выражать уныние в другой.

Краткий справочник для общего значения цветов:
  • Красный: страсть, любовь, злость
  • Оранжевый: энергия, счастье, жизнеспособность
  • Желтый: счастье, надежда, обман
  • Зеленый: новые начинания, изобилие, природа
  • Синий: спокойствие, ответственность, грусть
  • Фиолетовый: креативность, царственность, богатство
  • Черный: мистика, элегантность, зло
  • Серый: Уныние, консерватизм, формальность
  • Белый: Чистота, добродетель
  • Коричневый: Природа, благотворность, надежность
  • Желтовато-коричневый или бежевый: консерватизм, благочестие, скука
  • Кремовый или цвет слоновой кости: спокойствие, элегантность, чистота

Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции — все имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «черные мысли», «зеленая тоска», «оранжевое настроение», чтобы понять: психологическое восприятие предмета связано с его окраской, причем достаточно жестко.

В обыденной жизни это не имеет большого значения. Но сейчас речь пойдет о применении цвета в компьютерной графике, и здесь мы должны четко чувствовать разницу не только в цветах, но и в тончайших оттенках, понимать, как их применение в работах будет влиять на восприятие зрителем.

Правильно подобранные цвета могут как привлечь внимание к изображению, так и оттолкнуть от него. Вы можете вызвать радость, интерес, тоску, страх, скуку всего лишь изменением тона.

Оттенков существует огромное множество, однако, у каждого есть свои любимые, выбор которых связан, как утверждают психологи, с особенностями каждой отдельной личности. Поэтому при выборе цветовой гаммы нужно опираться в том числе и на предполагаемый психологический портрет среднего зрителя.

Попробуем дать характеристику основным цветам.

Красный

У большинства людей красный цвет вызывает прямую ассоциацию с огнем. Поэтому на его действие может быть разным — от ощущения тепла до страха. Он способен ускорять пульс и расширять зрачки, однако, из-за своей яркости достаточно быстро утомляет, особенно если присутствует в больших количествах (например, если это цвет стен в помещении). Чистый красный цвет — это цвет тревоги и возбуждения, однако его оттенки (коричневый, тепло-серый) действуют успокаивающе. Красный привлекает к себе внимание (не случайно почти все предупреждающие надписи сделаны либо на красном фоне, либо красными буквами).

Этот цвет часто применяется в компьютерной графике, однако с ним нужно быть очень осторожными, чтобы не переусердствовать.

Красный цвет подходит:

  • для подчеркивания агрессивности, активности. Например, лучшие спортивные машины, в частности Ferrari, выпускаются в основном красными;

  • для выражения страсти, сексуального желания. Это хорошо подтверждается тем, что в обстановке ночных клубов с эротической программой очень много красного;

  • для выражения жестокости (красный — цвет крови);

  • для подчеркивания роскоши, богатства (особенно в сочетании с черным).

Желтый

Это самый яркий цвет на цветовом круге. Он идеально подходит для передачи радостного настроения, оптимизма. Именно поэтому желтый — один из наиболее часто используемых цветов в рекламе туристических компаний. Кроме того, желтый цвет — это цвет золота. Поэтому у многих он ассоциируется с успехом, богатством и роскошью.

Оранжевый

Теплый, позитивный, яркий и современный цвет, оказывающий бодрящее влияние. Ускоряет пульс и расширяет зрачки. Один из наиболее часто используемых цветов в современном дизайне, особенно веб-дизайне.

Оранжевый можно использовать, если вы хотите подчеркнуть:

  • современность. Многие компании, которые выбирают основной чертой своего бренда современность, выбирают оранжевый в качестве «фирменного» цвета. Особенно распространено это среди операторов сотовой связи
  • динамичность
  • оптимизм

Для создания яркого плаката оранжевый фон — банальный, но практически идеальный вариант. Как показывает опыт, оранжевый очень хорошо смотрится в сочетании с голубым.

Фиолетовый

Рассматривая цветовой круг в направлении от красного цвета к синему, мы можем не заметить этого постепенного перехода, а ведь именно там скрывается удивительный цвет — фиолетовый. Это очень тяжелый для восприятия цвет, так как и природе он практически не встречается. Фиолетовый, как синий и голубой, относится к холодной группе. Он способен создавать ощущение тесноты, ограниченности пространства, а также очень быстро утомляет и приводит к снижению активности.

Фиолетовый цвет является «неземным», ему присуща некая загадочность. Недаром в мистике фиолетовому отведена особенная роль. А если вы смотрели представления иллюзионистов, то, наверное, обратили внимание на то, что в одежде, предметах, занавесе у них очень много этого цвета. Фиолетовый цвет способен вызывать у человека суеверный, подсознательный страх.

Итак, фиолетовый цвет подходит:

  • для создания мистического настроения
  • для подчеркивания загадочности

Синий

Синий цвет относится к холодной группе, находится в самом низу цветового круга. Он успокаивает, порой навевая меланхоличное настроение.

Этот цвет можно отнести к цветам зоны «вечной мерзлоты»: он идеально передает ощущение холода и чистоты. Действует успокаивающе, очень хорошо подходит для дизайна спален.

Варьирование насыщенности и яркости чисто синего цвета может дать нам большую гамму оттенков (правда, из-за особенностей CMYK системы именно синий хуже всего отображается при печати).

Используйте синий цвет, чтобы подчеркнуть:

  • покой
  • чистоту. Вы, может быть, обратили внимание на то, что почти все качественные чистящие средства имеют либо синий, либо голубой цвет. И это совсем не случайно: ученые доказали, что именно эти цвета ассоциируются у большинства людей с чистотой
  • устойчивость

Зеленый

Удивительный цвет. Он может быть как теплым, так и холодным, однако чаще он находится на стыке, поэтому его можно отнести как к холодной, так и к теплой группе.

Зеленый оказывает успокаивающее воздействие, понижает давление, нормализует кровообращение, Это самый природный и самый «живой» цвет. Именно в этом и состоит его основное назначение в дизайне — передавать связь объекта с природой. В общем-то, если смотреть на логотипы, зеленый в основном встречается либо у компаний, добывающих природные ресурсы, либо у экологических организаций.

Если вы смотрите современные блокбастеры, то, наверное, уже обратили внимание, что биологическое оружие, инопланетная живность и прочая биологическая гадость чаще всего бывает зеленого (особенно ярко-зеленого) цвета. Это также связано с подсознательными ассоциациями у людей.

Кроме того, зеленый цвет — цвет загадочный и мистический.

Зеленый подходит для передачи:

  • жизни во всех ее биологических проявлениях
  • связи с природой
  • загадочности

Голубой

Голубой цвет успокаивает и охлаждает. Подобный эффект объясняется ассоциациями с холодной водой и льдом. Порой вызывает чувство отчужденности.

Вы, наверное, заметили, что мы рассмотрели основные цвета, но совсем не затронули два особых цвета, которые в цветовом круге присутствуют везде, и в то же время их нигде не видно, — это черный и белый.

Черный цвет — в своем неповторимом единстве — тяжелый цвет, несущий в себе тоску, горечь. Вызывает чувство усталости и дискомфорта. Несмотря на это, довольно часто люди выбирают этот цвет в одежде. В данном случае он относится к «классике», при этом создавая определенный стиль. Также этот цвет может сочетаться со всеми другими цветами в той или иной степени. Черный — это цвет роскоши, особенно в сочетании с красным. В наших традициях принято относить его к траурному цвету.

Белый — очень радостный цвет. Благодаря ассоциации с прозрачным воздухом вызывает чувство легкости, свободы и невесомости, Ускоряет пульсацию и расширяет зрачки. Белый довольно часто употребляется в создании фона. Сам по себе белый цвет не несет никакой информации, а со всеми остальными цветами довольно хорошо компонуется, создавая более светлые тона. Этот цвет относят к цвету невинности и чистоты.

Как использовать значение цвета?

Теория цвета, в частности, рассказывает, как использовать значение цвета и вызвать у зрителя определенные эмоции и ощущения. В веб-дизайне, где все, как правило, подчинено конкретной цели, это очень помогает.

Насчет того, что означает тот или иной цвет и какие цвета выбрать дизайнеру, чтобы оказать то или иное воздействие на зрителя, можно спорить бесконечно, но одно ясно: люди, действительно, реагируют на цвет.

Цвет следует выбирать осознанно, не стоит делать это бесцельно. Выбирайте то, что подходит для целевой аудитории, отвечает задаче, поставленной заказчиком и вызывает у пользователя те ощущения, которые вы хотите у него вызвать.

Теплые цвета оптимистичны, их чаще всего используют там, где необходимо создать впечатление счастья и благополучия. Так, в 2009 году, когда мировая экономика была весьма нестабильна, желтый цвет в веб-дизайне был очень популярен: компаниям хотелось, чтобы на их сайте клиенты чувствовали себя радостно и уверенно.

Холодные цвета используются, как правило, на чистых, минималистичных корпоративных сайтах, где необходимо представить компанию профессионально, решительно и официально. Такие цвета возбуждают доверие, ассоциируются с системностью, государственностью, властью, авторитетом. Поэтому на сайтах банков и правительственных учреждений часто преобладают, например, оттенки синего.